Мультфильм Заяц Хваста Скачать

Размещено на http://www.allbest.ru/ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ 1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания 1.2 Особенности освоения основ нравственного воспитания младшими школьниками 1.3 Основные средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 1.4 Мультфильмы как средство нравственного воспитания младших школьников ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Задачи исследования 2.2 Методы исследования 2.3 Организация исследования ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3.1 Уровень нравственного воспитания младших школьников 3.2 Описание экспериментальной работы ВЫВОДЫ ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В связи с преобразованиями в обществе в соответствии с ФГОС начального общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания перед образовательными учреждениями поставлены задачи подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности младшего школьника [49]. Вопросы нравственности и нравственного воспитания личности ребенка на протяжении многих веков были и остаются предметом исследования в философии, педагогике и психологии. Еще с давних времен развитие личности ребенка рассматривалось с тем, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у детей добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я.А. Коменского [23], И.Ф. Гербарта [15], Н.И. Пирогова [36], К.Д. Ушинского [48], А.С. Макаренко [30], В.А. Сухомлинского [46] и др. Психолого-педагогические проблемы нравственного развития младших школьников рассматриваются в исследованиях известных дидактов современного педагогического процесса: Ш.А. Амонашвили [4], О.С. Богдановой [9], Н.М. Трофимовой [47] и других, где подробно рассматриваются вопросы содержания, цели нравственного воспитания учащихся начальных классов, предлагаются различные критерии и показатели нравственной воспитанности, методический материал по нравственному воспитанию учащихся в учебной, игровой, внеклассной и других видах деятельности. Отечественные психологи и педагоги, например, Н.В. Виноградова [13], С.В. Петерина [35] считают, что формировать у детей нравственные качества необходимо в процессе всего периода воспитания и обучения детей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Особенно значимым считается формирование нравственных качеств в дошкольном детстве и у младших школьников, так как именно в эти возрастные периоды происходит закладка и развитие всех важных процессов и качеств личности: в процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Поэтому важно, чтобы дети в дошкольном и младшем школьном возрасте получали только положительные поведенческие примеры. Учить детей нравственному поведению можно с помощью художественной литературы, просмотров детских фильмов и мультфильмов. Особенно привлекают детей мультфильмы - любимое детское развлечение. Все дети, особенно дошкольного и младшего школьного возраста, любят смотреть мультфильмы. Исследования отечественных педагогов и психологов, таких как Н.Е. Маркова [31], И.Я. Медведева [32] показывают, что мультфильмы довольно эффективное воспитательное средство: они демонстрируют ребенку самые разные способы общения и взаимодействия с окружающим миром, формируют эталоны хорошего и плохого поведения. Дети часто копируют поведение и манеру речи героев мультфильмов, точно так же, как копируют поведение взрослых. Но отмечают, что мультфильмы могут быть средством развития и формирования нравственных качеств детей только при условии правильного их отбора для просмотра детьми. И.Я. Медведева [32] считает, что с выбором мультфильма надо быть намного осторожнее, чем в выборе книги, так как зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее. Таким образом, одним из средств развития нравственного воспитания младших школьников являются мультфильмы, которые формируют нравственные чувства и нормы нравственного поведения, также способствует развитию многих высших психических процессов: мышления, восприятия, воображения, памяти и др. Но реализация нравственных воспитательных возможностей мультипликации возможна лишь при условии правильного выбора мультфильмов, тех, что имеют положительное влияние на психику ребенка. Несмотря на возможность мультипликации в нравственном воспитании детей, педагоги начальной школы в своей педагогической деятельности по воспитанию нравственности у младших школьников недостаточно используют развивающий потенциал мультфильмов. Возможно, это связано с недостаточным обоснованием использование мультипликации в нравственном воспитании детей младшего школьного возраста. Проблема исследования состоит в необходимости обоснования мультфильмов как средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Объект: процесс нравственного воспитания младших школьников. Предмет: мультфильмы как средство нравственного воспитания младших школьников. Цель исследования: обосновать мультфильмы как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста. Гипотеза исследования: предполагается, что изучение и анализ литературы и уровня нравственного воспитания младших школьников позволит выделить условия отбора мультфильмов для нравственного воспитания. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЛЬТФИЛЬМОВ 1.1 Сущность и содержание нравственного воспитания Нравственная культура человека связана с реализацией в своем поведении нравственных ценностей и норм. Нравственные (моральные) ценности - это идеалы, высшие принципы человеческой жизни, важнейшие элементы морального сознания личности [34]. В качестве основных нравственных ценностей у всех народов почитаются верность, трудолюбие, честность, патриотизм, понятия добра и счастья, справедливости и смысла жизни. Античные мудрецы нравственные ценности именовали «этическими добродетелями», главными из которых считали мужество, доброжелательность, благоразумие и справедливость. Во многих религиях мира (христианстве, иудаизме, исламе и пр.) высшие моральные ценности связаны с верой в Бога и почитании его [9]. В каждой стабильной культуре есть система общепризнанных нравственных регуляторов, обязательных для всех - нравственные (моральные) нормы. Это то, что существует вне человека, но направлено на него - образцы нравственного поведения, социальных установок, общие правила, которым необходимо следовать (например, уважай родителей, не обижай младших, не убей, не укради и др.) [44]. Нравственные нормы затрагивают проблему проживания индивида в человеческом обществе, и представляют собой требования к человеку, нарушение которых, по мнению общества, несет зло. Нравственные нормы определяют поведение человека, и при этом общество выносит оценку его поведения - является ли оно нравственным (когда в нем осмысленно реализуются нравственные ценности, принятые в обществе) или безнравственным (поведение, строящееся на ненависти и несправедливости, такое поведение разрушает личность) [2]. Воспитание нравственного поведения - это формирование нравственных поступков. Нравственное воспитание было всегда актуальным предметом исследования в философии, педагогике и психологии. Вооружать нравственными знаниями необходимо с самого раннего детства, поскольку они не только информируют ребенка о нормах поведения, принятых в обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Но чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь детей. Начальное образование - основное звено в системе воспитания подрастающего поколения. Перед ним ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение данной задачи, в первую очередь, связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника [12]. В психолого-педагогической литературе существуют разные трактовки понятия нравственности. В словаре С.И. Ожегова [34] понятие нравственность трактуется так: «Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». Л.А. Григорович [17] дает следующее определение: «нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм». Проблеме изучения и формирования нравственных свойств личности детей дошкольного и младшего школьного возраста отводится огромное место в фундаментальных работах отечественных исследователей: А.М. Архангельского [7], Н.М. Болдырева [11], Л.А. Григоровича [17], А.С. Макаренко [30], В.А. Сухомлинского [46], И.Ф.Харламова [50], и др., и в трудах зарубежных авторов: Аристотеля [6], Яна Амоса Коменского [23] и других. В своих исследованиях эти авторы выявляют сущность теории нравственного воспитания, указывают способы развития содержания, форм и методов нравственного воспитания детей. Еще с давних времен развитие личности ребенка рассматривалось с тем, что только нравственное воспитание может обеспечить формирование у ребенка добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. В содержание воспитания большинство педагогов, которые принадлежали к различным национальностям и различным культурам, на первый план ставили нравственные принципы [10]. Известный чешский педагог Я.А. Коменский в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней» [23]. Швейцарский педагог Генрих Песталоцци главной задачей детского воспитательного учреждения считал нравственное воспитание, так как только оно, по его мнению, способно формировать добродетельный характер ребенка и доброжелательное отношение к другим. Немецкий педагог Иоган Гербарт, также ставил нравственное воспитание в педагогике на первый план: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность» [15]. Французский просветитель Жан-Жак Руссо цель воспитания подчинял формированию общечеловеческих ценностей: воспитать «не судью, не солдата, не священника, а человека» [37]. Среди отечественных педагогов высоко оценивал нравственное воспитание и его роль в развитии личности К.Д. Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [48]. Выдающийся отечественный педагог В.А. Сухомлинский считал, что системообразующим признаком воспитательной системы всестороннего развития личности является ее нравственное воспитание [46]. Активное изучение основ теории нравственного воспитания характерно для 19-20 веков. Именно тогда ведущими целями в воспитании личности стали: воспитание человека-христианина, который стремится к внутреннему личному духовно-нравственному совершенствованию, и человека-гражданина. В 21 веке в определении содержания нравственного воспитания детей доминирующими ориентирами становятся такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм [8, 22, 53]. Отечественные и зарубежные психологи утверждают, что нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания. Ребенка воспитывает деятельность, которая оказывает положительное нравственное влияние и гармонично развивает его психические возможности. Но самостоятельно организовать такую деятельность младший школьник еще не в состоянии, поэтому одна из задач начального образования - это правильная организация деятельности ребенка, направленная на формирование и развитие его нравственных качеств [16, 26 27, 38]. Правовой и методологической базой для программ по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста являются Закон РФ «Об образовании», Стандарт и Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Основными задачами нравственного воспитания являются: - формирование у детей нравственного сознания, то есть формирование суждений и понятий, убеждений по усвоению правил и норм поведения; - развитие нравственных чувств у детей (педагог воздействует на сознание и эмоциональную сферу детей с помощью различных методов: например, с помощью метода личного примера, внушения или убеждения, советов и т.д.); - выработка у учащихся умений и навыков нравственного поведения посредством специальных упражнений, занятий по культуре поведения. Анализ литературы по проблеме воспитания нравственности в начальной школе позволил нам выяснить, что до сих пор остаются признанной классикой труды К.Ушинского («Человек как предмет воспитания»), А. Макаренко («Книга для родителей», «Лекции о воспитании детей» и др.), В. Сухомлинского («Сердце отдаю детям» и др.). Многие принципы, раскрытые этими авторами, успешно применяются и сегодня в различных методиках. Художественные средства воздействия в образной и эмоционально насыщенной форме вызывают у детей разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни. Например, художественные образы и увлекательные сюжеты детских литературных произведений, в которых раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления, вызывают у детей желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков, что способствует формированию нравственных понятий и чувств у них [19]. Формирование устойчивых нравственных свойств личности младшего школьника является одной из важнейших задач начальной школы, нормативно-правовой и методологической основой которой являются программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Содержание нравственного воспитания младших школьников включает в себя воспитание любви к Родине, к людям, гуманизма, культуры поведения, волевых черт характера и положительных моральных качеств личности [49, 51]. Таким образом, младший школьный возраст является важным периодом в жизни ребенка, влияющим на формирование его личностной направленности. В это время наряду с усовершенствованием познавательных психических процессов развиваются духовно-нравственные ценности личности. Это происходит на основе сензитивности младших школьников к внешним воздействиям - со стороны взрослых людей, и, в более позднем возрасте, со стороны общества и коллектива. Поэтому качество, степень сформированности нравственных ценностей личности, направленность интересов младшего школьника напрямую будут зависеть от социальной макро- и микросреды - от положительных или отрицательных воздействий на личность общества и семьи. 1.2 Особенности освоения основ нравственности младшими школьниками Освоение нравственных ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но при этом данный процесс имеет значительные возрастные особенности. В частности, детский возраст, особенно старший дошкольный и младший школьный, многие авторы называют сенситивным для освоения нравственных ценностей [5, 24, 43, 45]. Освоение нравственных ценностей - процесс непрерывный, но проходящий по определённым закономерностям и этапам. Как отмечает Н.В. Лещенко, младший школьный возраст соответствует преднравственному уровню развития, когда нравственные ценности осваиваются в результате подражания, повторения за значимыми взрослыми - родителями, учителями, с ориентацией на поощрения, то есть для данного возраста характерно конформное поведение [29]. Но вместе с тем, в освоении нравственных ценностей ребёнок все же занимает активную позицию, что связано с несколькими факторами, рассмотренными ниже. Как отмечает С.Л. Рубинштейн, ребенок в данный возрастной период познает сущность нравственных категорий, учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих и в собственных поступках [40]. Начинает интенсивно развиваться самосознание - младший школьник начинает воспринимать себя как индивидуальность, которая находится в постоянном взаимодействии с окружающей средой: в процессе обучения он активно усваивает понятия, знания, которые приняты в обществе, систему норм поведения и ценностных ориентаций, у него складывается представление о себе, формируется самооценка и навыки самоконтроля и саморегуляции [33]. У детей активно развивается личностная рефлексия как способность видеть, знать и понимать свои возможности; развиваются и формируются приемы волевой регуляции: сначала это - словесная инструкция учителя, потом с развитием самосознания волевой акт происходит под воздействием собственной мотивации. Обычно к окончанию начальной школы у ребенка сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, выдержка [21]. Нравственное развитие человека характеризуется динамикой развития, как правило, каждый новый этап нравственного развития ознаменовывается увеличением нравственных возможностей личности. Например, как отмечает Н.П. Шитякова, если сопоставлять дошкольный и младший школьный возраст, то нравственное развитие в дошкольном возрасте характеризуется эмоциональной активностью, а в младшем школьном возрасте - интеллектуальной активностью, то есть периодом накопления и приобретения нравственных знаний и нравственного опыта [52]. Процесс формирования нравственных норм также активизируется именно в этом возрасте. Нравственные нормы приобретают устойчивость и теряют ситуативный характер, характерный для детей дошкольного возраста, в отличие от которых у младших школьников уже достаточно сформированная определенная нравственная позиция. Младший школьник начинает активно усваивать нормы и правила поведения, принятые в обществе, в окружении школьника. Ученик уже способен владеть своим поведением, понимать правила поведения и действовать согласно моральным нормам. Кроме того, младшие школьники обнаруживают повышенное внимание к нравственной стороне поступков и стремятся оценить поступок с моральной стороны, нормы поведения превращаются в требования к самому себе [1]. Но при этом есть неустойчивость в общем моральном облике младшего школьника, которая проявляется в представлении младших школьников о формальном характере нравственных ценностей, а значит усвоении последних по подражанию, без понимания сути. Например, принимая правила поведения, младший школьник начинает считать, что соответствует образцу поведения, но если возникает противоречие между образцом и его поведением, легко оправдывает себя, что это случайность. Это способствует формированию у ребенка представлений, что нормы и правила носят довольно таки формальный характер, что мешает становлению нравственной сферы младшего школьника. Поэтому формирование и развитие нравственности у младших школьников должны происходить под руководством взрослого (учителя), который дает четкую формулировку норм и правил поведения, иллюстрирует их примерами, поощряет поведение школьников или, наоборот, санкционирует неблагоприятный тип поведения школьника [39]. Также младший школьник активно принимает нравственные ценности родителей. Особенностью нравственного развития младшего школьника является и то, что он пытается приспособиться к окружающей среде, поэтому моральная сфера младшего школьника идет вслед за общей рационализацией и проявляется в том, что происходит осознание и принятие моральных норм и законов общества. Это качество и отношение к общепринятым моральным нормам отличает учащихся младшего школьного возраста 7- 10 лет от младших подростков (11-13 лет), у которых нормы морали зачастую вызывают негативный отклик, так как они сомневаются в необходимости их выполнения. У младших школьников нет негативного отношения к нормам морали, они сами хотят их выполнять. И это желание четкого следования моральным нормам иногда может привести к тому, что ребенок становится бескомпромиссным моралистом, «зацикливается» на правилах и образцах поведения, и не только к себе, но и к другим предъявляет жесткие требования следовать нравственным образцам поведения. Из таких детей вырастают либо «правдолюбцы», либо «ябеды». Отечественный педагог Л.И. Рувинский [41], занимаясь исследованиями в области нравственного воспитания школьников, в том числе и младших школьников, подчеркивал, что моральные качества, которые воплощают в себе некоторые моральные нормы, хоть и зарождаются в младшем школьном возрасте, но еще слабо выражены, поскольку у детей этого возраста еще не достаточно развито самосознание, и они не могут осознать свои качества и соотнести их со своими поступками. Осознание младшими школьниками представлений о нравственной стороне человеческих отношений и сопоставление этих знаний с собственным поведением характеризуются такими особенностями: сначала дети не могут объяснить свое поведение с позиций нравственности; затем происходит качественное и количественное увеличение объема поступков, которые соответствуют нравственной норме, и младший школьник уже может их сформулировать. В младшем школьном возрасте у детей возникают новые мотивы - моральные, которые обуславливают качественно новый тип поведения школьника. Дети, руководствуясь моральными побуждениями, могут отказаться выполнять неприглядную роль, которая идет наперекор нормам нравственности. Т.Б. Сандабкина [43], на основе возрастных особенностей, выделенных А.В. Зосимовским, Ж. Пиаже и Л. Колбергом, пишет о следующих особенностях в освоении нравственных ценностей у младших школьников: Повышенная восприимчивость, то есть сенситивность к усвоению правил и норм нравственности. То есть в данном возрасте ребёнок сам готов следовать нравственным нормам, но при этом, он легко подвержен влиянию как хорошего, так и плохого. Это связано со следующим пунктом. Недостаточная осознанность действий, связанных с нравственностью, относительная несамостоятельность нравственных поступков. Ориентация на последствия поступка (наказание или поощрение), то есть нравственность рассматривается как нечто внешнее. Отсутствие собственных нравственных убеждений. То есть все нравственные поступки, представления полностью опираются на нравственную позицию ближайшего окружения - родителей, учителей. Преобладание эмоционального восприятия мира над рациональным. Можно сделать вывод, что освоение нравственных ценностей в младшем школьном возрасте происходит в большей степени ещё на основе эмоционального к ним отношения, а также ориентации на последствие поступка (наказание или поощрение). При этом ребёнок высоко восприимчив к усвоению данных ценностей, хотя это усвоение идёт скорее по пути повторения, подражания близкому окружению - родителям, учителям, без должного осознания и понимания причин и необходимости своих нравственных действий и поступков. Процесс освоения нравственных ценностей в младшем школьном возрасте характеризуется сложностью и изменчивостью, подвержен подражательности и внушаемости. Наибольшее значение приобретает ближайшее социальное окружение - родители и педагоги. Ребёнок в процессе освоения нравственных ценностей принимает их без осознания и внутренней переработки. Итак, изучение особенностей освоения нравственности младшими школьниками позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны различные подходы к данному вопросу, которые можно взять на вооружение для повышения нравственного воспитания школьников. Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. 1.3 Основные средства нравственного воспитания детей младшего школьного возраста Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме нравственного воспитания учащихся позволил выявить следующие средства развития нравственных представлений и формирования нравственных качеств учащихся, применительно к младшему школьному возрасту: сказка и фольклор, театральная деятельность, проектно-исследовательская деятельность, художественная литература, музыка и хореография, игра, природа и окружающий мир, трудовая деятельность, мультипликация и многие другие [14]. Рассмотрим некоторые из них подробнее. Игра - эффективное средство обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Как пишет В. И. Капинос, она играет важную роль в воспитании, обучении и развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям [22]. Применение игровых методов в воспитании помогает не только увлечь и обогатить ребенка запоминающимися новыми впечатлениями. Педагог, правильно и продуманно подбирая игровую методику, именно в игровой деятельности может достичь тех результатов, которые ожидаются от ученика младших классов, чего очень трудно добиться другими методами и приемами воздействия на ребенка, которые его утомляют, например, беседы или собрания. В игре находят свое выражение детское стремление к самостоятельности и потребность в познании окружающего мира, потребность в общении. Именно в игре формируются и развиваются многие нравственные представления и качества: развитие навыков совместной деятельности и чувства общности, формирование внимательного, доброжелательного отношения друг к другу, дружба, верность и т.д. С помощью игровых методов можно диагностировать и познать ребенка, корректировать и развивать в детях важные психические свойства и личностные качества. Например, у педагога есть возможность увидеть и влиять на отрицательные и положительные качества ребенка, так как в играх дети раскрываются со всех сторон, как с положительной, так и с отрицательной [18]. Ролевые игры позволяют младшему школьнику углублять и закреплять ценные качества личности, будь то смелость или решительность, находчивость. Также дети учатся оценивать и сравнивать, сопоставляя свое поведение с чужим [18]. Другим средством может быть проектно-исследовательская деятельность младших школьников - это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью [42]. В проектной деятельности происходит не только развитие творческих способностей ребенка, самостоятельность мышления, но и такое важное нравственное качество, как чувство личной ответственности, происходит развитие поискового поведения. Проектно-исследовательская деятельность как средство нравственного воспитания младших школьников реализуется через разные формы внеклассной работы, например: - организация классных часов по разным направлениям (это и походы, и экскурсии, и встречи с интересными людьми, защиты проектно-исследовательских работ и др.); - предметные олимпиады и воспитательные мероприятия нравственной направленности (например, для учащихся 1 - 2-х классов «КВН», «Умники и умницы», для 2-4-х классов «Ученик года»; для 3 - 4-х классов научная конференция «Я - исследователь».). Художественная литература - важнейшее средство развития личности, в том числе и нравственного. Художественное произведение способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у школьников. Произведения детской художественной литературы являются самым активным средством воздействия на нравственное формирование качеств ребенка. Художественные средства воздействия в образной и эмоционально насыщенной форме вызывают у детей разнообразные чувства, способствуя формированию у них нравственного отношения к явлениям окружающей жизни [20]. Воспитательное воздействие книги на ребенка проявляется и как сила примера: знакомясь с действующими лицами, их характерами и поступками, дети учатся оценивать эти поступки, знакомятся с ситуациями, которые требуют высокой моральной готовности человека. К тому же художественные образы и увлекательные сюжеты детских литературных произведений, в которых раскрываются лучшие черты и качества человека, осуждаются отрицательные поступки и явления, вызывают у детей желание следовать хорошим примерам и воздерживаться от отрицательных поступков, что способствует формированию нравственных понятий и чувств у них [20]. Мультфильмы в качестве средства нравственного воспитания чаще всего используется в семье ребенка и намного реже применяются в школьной практике. 1.4 Мультфильмы как средство нравственного воспитания младших школьников Как уже отмечалось выше, ребёнок в нравственном поведении ориентируется на поступки и действия ближайшего окружения, то есть идентифицируется с ними. Таким образом, для ребёнка необходимы наглядные образцы, эталоны, обладающие определёнными нравственными ценностями. Безусловно, основными такими эталонами являются родители и учителя, но, как отмечает ряд авторов, таким эталоном, с которым ребёнок себя идентифицирует, может стать мультипликационный герой. При этом влияние мультфильмов и мультипликационных героев на нравственное воспитание младших школьников является значительным [3, 25, 28, 54]. Авторы отмечают ещё некоторые особенности мультфильмов, которые делают их значимыми для нравственного воспитания младших школьников. Зачастую мультипликационные герои являются носителями полярных эталонов и образцов нравственного поведения (хороший-плохой, добрый-злой, жадный-щедрый и др.), которые легко распознаются ребёнком. Такая поляризация помогает ценностям легко усваиваться и в целом соотносится с возрастными особенностями Зачастую герои мультфильмов, полярно разделённые по нравственным ценностям, вызывают однозначную эмоциональную оценку (положительную или отрицательную), что соответствует особенностям возраста, а именно преобладанием эмоционального восприятия нравственных ценностей над рациональным восприятием. Мультфильмы, обладая яркой зрелищностью, являются зрительными образами, а значит, играют важную роль в научении через наблюдение. Мультфильмы схожи со сказками, влияние которых на нравственное воспитание ребёнка давно известно. В настоящее время о роли мультфильмов в нравственном развитии детей, их воздействии на детскую психику также много говорится и пишется. В основном разногласия встречаются по поводу содержания отечественной и зарубежной мультипликации. Одни педагоги утверждают, что современные мультфильмы зарубежного производства несут угрозу для еще несформированной психики детей, поскольку в них имеются элементы агрессивности, примеры нежелательных форм поведения и др. и рекомендуют к просмотру только мультфильмы отечественного производства [3, 32]. Другие считают, что независимо от того, чьему производству принадлежит мультфильм, они благотворно действуют на психику ребенка и могут быть действенным средством формирования и развития нравственных качеств детей, но при условии тщательного отбора в соответствии с их нравственным содержанием [25, 54]. В частности, в исследовании И.Н. Алёшиной [3] с соавторами изучались особенности восприятия дошкольниками мультфильмов, на примере российских, а именно «Цветик-семицветик» и серия «Смешариков». В результате было установлено, что логика нравственного поведения доступна лишь незначительному количеству дошкольников. Кроме этого, негативный поступок не запомнился большинству детей, из чего авторы делают вывод, что дети не смогли выделить негативный характер поступка. Кроме этого, было установлено, что советский мультик («Цветик-семицветик») более понятен детям, чем современный. Изучаются не только особенности освоения нравственных ценностей через мультфильмы, но и способы организации просмотра мультфильмов таким образом, чтобы нравственное воспитание проходило эффективнее. Например, О.В. Куниченко [28], изучая особенности влияния мультфильмов на нравственное воспитание старших дошкольников, выделила шесть ситуаций, которые оптимально помогают ребёнку понять и воспринять нравственные ценности, заложенные в мультфильме. Ситуация сознательного восприятия и понимания мультфильма, включающая постановку вопросов, стимулирование детских высказываний и интерпретации происходящих событий с целью актуализации механизмов осознания и понимания происходящего на экране, воспитания так называемого вербального восприятия. Ситуация выделения нравственного содержания мультфильма или отдельных его эпизодов, способствующая выработке нравственных оценок, пониманию мотивов поведения героев. Ситуация проявления нравственных чувств, нацеленная на пробуждение переживания, расширение эмоционального опыта и актуализацию эмоционального отношения детей к увиденным героям. Ситуация, побуждающая ребенка задавать вопросы, направленная на актуализацию потребности в диалоге со взрослым о нравственных проблемах Ситуация акцентирования внимания ребенка на нравственных конфликтах героев мультфильма, которые аналогичны событиям из его собственного опыта Ситуация переноса моральных установок фильма на собственное поведение, связанная с сочувствием герою, видением себя на его месте, совместным с ним поиском выхода из затруднительного положения. Дети младшего школьного возраста подвержены подражательности, и поэтому к выбору мультфильмов необходимо подходить очень осторожно - их нравственное содержание должно соответствовать целям нравственного воспитания, способствовать решению нравственных задач, то есть учить детей положительному примеру достойного поведения, видеть негативные последствия плохих поступков, научить детей сопереживать, преподносить образцы нравственных качеств: справедливости, сопереживания и др. [8]. К таким мультфильмам можно отнести мультфильмы, которые содержат нравственную основу, где злые и жестокие поступки всегда наказываются, а добрые - награждаются. Современная мультипликация не может похвастаться обилием таких мультфильмов, поскольку фактически приобрели размах массовой штамповки, что значительно сказывается на качестве содержания и проработанности образов персонажей [54]. Поэтому многие родители и педагоги обращаются к отечественной мультипликации советского времени их производства, поскольку в те годы мультфильмы выпускались в единичных количествах, что сказывалось на проработанности сюжета, соответствия его нравственному содержанию, поскольку производились с целью нравственно-познавательного развития детей, а не с целью только развлекательного характера. В советских мультфильмах отрицательные черты характера и поведения персонажа легко перевоспитывались, и причина, например, зловредности героя, заключалась в том, что с ним никто не дружил. Отрицательный персонаж подавался всегда в юмористичной форме, тем самым смягчая его отрицательную сущность (например, Баба-Яга). Поэтому мультфильмы тех лет способны научить ребенка правильному поведению, способны показать, как нужно и необходимо заводить дружбу, как быть хорошим другом, как полезно помогать другим и др. Таким образом, приходим к выводу, что мультфильмы являются действенным средством формирования нравственных ценностей детей, в том числе и младшего школьного возраста, но при условии, что их нравственное содержание соответствует целям нравственного воспитания, способствует решению нравственных задач, то есть учит детей положительному примеру достойного поведения. Среди мультфильмов к таким можно отнести мультфильмы, созданные в советское время, поскольку в те годы мультфильмы подвергались тщательной цензуре, что сказывалось на их качестве. Примером хороших мультфильмов, способных быть средством нравственного воспитания младших школьников могут служить мультфильмы про Карлсона и Малыша, про кота Леопольда, Крокодила Гену и Чебурашку, Цветик-семиц